В прошлом году у нас вышел сборник художественно-религиозных сочинений Льва Толстого под названием «Народные рассказы», а у наших друзей из Санкт-Петербургского общества Мартина Лютера вышел отличный сборник работ Мартина Лютера «О Вавилонском пленении Церкви». Оба великих религиозных мыслителя двигались примерно в одном направлении — от паралича исторических форм Церкви к истинному, очищенному от суеверий и фантазий религиозному мировоззрению. Не зря многие называют Льва Толстого русским Мартином Лютером.

В сборнике наших коллег присутствуют как уже изданные работы Лютера («95 тезисов», «К христианскому дворянству немецкой нации», «О Свободе Христианина»), так и впервые переведенные на русский язык. Например, сочинение «О Вавилонском пленении Церкви», раскрывающее сущность церковных таинств и показывающее , насколько господствующая папская Церковь отошла от подлинного учения Христа о таинствах. Прикрепили внизу аудиофрагмент из этой книги — главу о таинстве хлеба.  

Мартин Лютер книга Теология Тевтоника
Сборник статей о Реформации, подготовленный Санкт-Петербургским обществом Мартина Лютера в 2018 г.

Также впервые за 500 лет опубликован на русском языке трактат анонимного автора XIV века под названием Theologia Teutonica («Немецкая Теология»), рукопись, которую обнаружил сам Лютер в начале своего пути, и, отредактировав, впервые опубликовал в Виттенберге в 1516 году. Трактат этот настолько интересен, что его можно было бы опубликовать отдельной книгой. В трактате подробно излагается путь уничтожения человеком собственного «я», для того чтобы место, принадлежавшее его самости, заняло в нем «Я» Бога и посредством него действовала одна лишь божественная воля. Здесь будет, пожалуй, уместным привести одну мысль Гегеля из «Философии религии»: «В “я”, в конечном, снимающим себя в качестве конечного, Бог возвращается к себе, и есть Бог только в качестве такого возвращения. Без мира Бог не есть Бог». Подробнее о трактате можно почитать в приложенной статье, которая вышла совсем недавно в сборнике, посвященном Реформации, и продаётся у нас в магазине. 

Идеи трактата оказали большое влияние на самого Лютера и его учение о свободе воли. В известном споре с Эразмом Роттердамским, Мартин Лютер доказывал, что верующий не свободен в человеческом (гетерономном) измерении, поскольку предметы веры (законы, индульгенции, послания папы, гроб господень и прочее) конечны, а стало быть, мертвы, и не в состоянии вывести совесть из оков бренного бытия. Свободным человек может стать через христианское самоотвержение и второе, новое рождение в истинной вере. Новорожденный в духе, то есть истинно верующий, «составляет с Богом одно». Далее ход мысли приводит Лютера к тому, что только Бог и есть безусловная свободная воля, которая «творит всё, что пожелает». Истинная воля — одна, но в то же время она — воля всех истинно верующих. Либо ты внутренне определён своей самостью, либо внешне предопределён. 

Точка зрения Лютера получила действительное развитие только в немецкой классической философии, а у нас, прежде всего, — в учении Льва Толстого. В самой же жизни западного христианства в результате Реформации реально утвердилась лишь формальная свобода индивидуальной воли (своеволие), или свобода мнения. Вот почему И.Г. Фихте пишет о воплощении отрицательно добрых нравов, которые под влиянием законодательства, формального права, только удерживают от дурного поведения, но ещё не побуждают к доброму.